Оглавление

    История компании Surf: на пике инноваций в поисках новых возможностей

    Surf — начало истории

    Идея создать собственную компанию мобильной разработки родилась у трёх друзей: Владимира Макеева, Романа Тихонова и Владимира Котова, когда они были студентами Воронежского государственного университета. У них уже был опыт опыт совместных проектов: в 2009 они стали стипендиатами открытого конкурса на получение именных стипендий компании «Информсвязь».

    Название «SurfStudio» (впоследствии «Surf») появилось спонтанно. Нужно было придумать название для юридического лица — звучное и запоминающееся. Так как друзья занимались виндсёрфингом, идея была принята единогласно. Как оказалось, название действительно запоминается и ассоциируется с балансом разума, тела и души. А в случае с компанией Surf — с балансом технологий и человечности.

    Уже имея опыт мобильной разработки на Java для кнопочных телефонов, в 2011 году основатели компании приняли решение освоить разработку под Android. На тот момент ОС Android уже набирала обороты на Западе, догоняя по доле рынка Symbian и iOS. Такое решение было стратегически верным и задало тон всему дальнейшему развитию компании. Surf отличает страсть ко всему новому и умение увидеть и использовать потенциал технологий.

    Офиса у Surf тогда не было: работали в частном доме родителей Владимира, которые выделили новорожденной компании один этаж. 

    Одним из первых заказов стало приложение «Дребеденьги» — мобильный сервис для ведения личного бюджета приносил с подписок ежемесячно 10 т.р. Так как у компании ещё не было клиентской базы, первое мобильное приложение разрабатывали в обмен на долю в прибыли.

    Следующие проекты начали искать на американской фриланс-бирже Upwork. И уже летом 2011 года получили через субподрядчиков первый зарубежный проект. Нужно было разработать Android-приложение для крупнейшей в мире сети по продаже инструментов для ремонта и стройматериалов — The Home Depot (в 2011 году компания насчитывала 2248 магазинов и более 300 000 сотрудников). Этим проектом занимались Роман и Вадим. 

    Владимир параллельно делал другой проект — приложение для рынка США от netmonet. Это был сервис, который уже в то время широко использовал QR-коды: например, с их помощью можно было быстро перевести чаевые официанту.

    Surf — так всё начиналось

    Качественное образование — основополагающая ценность

    Несмотря на то, что проектов становилось всё больше, Surf не прекратили тесное сотрудничество с alma mater. Основатели позвали в  команду нескольких своих сокурсников. Сразу после окончания 5 курса, в сентябре 2011 года Владимир начал преподавать в ВГУ. Лучших выпускников приглашали на работу в компанию. 

    Ценность образования стала одной из ключевых для команды — мы и сегодня сотрудничаем с вузом, проводим курсы и летние школы, организовываем хакатоны. В 2019 году мы открыли в ВГУ лабораторию для обучения iOS и Android разработке. 

    С 2011 года сотрудники Surf обучили более 1000 студентов по направлениям iOS и Android-разработки, project management, QA и бизнес анализа. 

    Школа проектного управления Surf

    Новые проекты и смещение фокуса на российский рынок

    В 2012 году мы реализовали проект с дополненной реальностью для французской компании. Написали движок с кучей тригонометрии, который позволял посмотреть с помощью камеры, что находится в нужной точке. На основе написанного для проекта кода мы решили сделать собственный продукт — приложение «Park Me Right», которое запоминает, где припаркован автомобиль. Потратили около $3 000 на разработку и $200 на маркетинг — сняли видеоролик. В итоге, это приложение набрало более 100 тысяч загрузок и попало в новости в США. 

    В 2012 году мы работали над проектом, который сильно бустанул развитие Surf. Мы сделали для Чилифонов, Android-телефонов из Малайзии, кастомную прошивку. Разработали оболочку, софт, надстроенный над ней, мессенджер, встроенный в эту экосистему. Проект был очень масштабным, несколько раз мы ездили в Малайзию и работали в офисе клиента. 

    До 2013 года мы активно работали над зарубежными проектами. Но постепенно наша востребованность в России стала выше, чем за рубежом, и мы сменили фокус на отечественный рынок. 

    Рост компании: полный цикл создания продукта

    С 2013 мы начали расширять направления деятельности, охватывая все аспекты создания продукта, а не только Android-разработку . Постепенно в компании формировались отделы дизайна, iOS-разработки, тестирования, проектного менеджмента. В определённый момент к команде присоединился Максим Собковский — сильный креативный арт-директор. Он заложил основу многих ключевых проектов — Лабиринт, Додо пицца, KFC. Другие сотрудники — Денис Гомез, Павел Нестеренко, Дмитрий Сидоров — присоединились позже и ещё усилили отдел своей экспертизой. Дмитрий Сидоров привнёс много продуктовой экспертизы и практик работы с продуктом, таких как CJM и кастдевы. Сейчас ни один серьёзный проект не обходится без этих этапов.

    В 2013 году зародился наш подход к работе — быть для клиента не просто исполнителем, а партнёром в создании продукта. Нам всегда было не всё равно, что мы делаем. Мы глубоко разбирались в бизнесе клиента и его целях. Порой помогали их формулировать. Выбирали в свой портфель проекты, которые имеют большую перспективу. Ведь если клиент будет успешен, наша репутация будет расти вместе с ним.

    Весь цикл создания приложения мы делаем своими руками — от оформления концепции до разработки и поддержки. На рынке мало кто делает всё это полностью сам. А мы сформировали целый аутсорс центр компетенций. 

    Мы занимаемся образованием и всегда уделяем большое внимание тому, какие люди с нами работают. Насколько они сильны как инженеры и насколько они близки нам по духу. На этом принципе компания строилась с самого начала, и этому же принципу мы следуем сегодня.

    Surf — как образ жизни

    Масштабные проекты на российском рынке

    Качественное инженерное образование и продуктовый подход помогли нам стать лидерами в мобильной разработке для российского фудтеха.

    Начали мы с перспективного проекта для Delivery Club. В 2012 году база активных пользователей Delivery Club превышала 250 000 человек и ежедневно сайт компании посещало около 70 000 человек. Мы сами обратились к клиенту с инициативой сотрудничества. Мы видели, что проект многообещающий, и понимали, какое приложение может помочь ему стать ещё лучше. Чтобы убедить Delivery Club работать с нами, мы ещё до старта проекта сделали дизайн трех экранов и собрали в коде прототип на Android. Он настолько понравился клиенту, что лёг в основу первой версии приложения агрегатора. В 2014 году приложение вошло в топ-10 Android-приложений в мире.

    В следующие годы мы продолжали активно развиваться параллельно на российском и западном рынке.

    • Реализовали несколько проектов для крупнейшей в России системы мобильных платежей МобиДеньги.
    • Разработали удобный каталог и мобильное приложение для ЦентрОбуви.
    • Создали мобильное приложение для курьеров Ламоды.
    • Разработали решение для французского стартапа по покрытию и охвату сетей мобильных операторов Sensorly.
    • В 2015 году началось наше сотрудничество с корпорацией Mars, которое продолжается до сих пор.
    • Создали концепт дизайна мобильного приложения для iPhone и iPad для Forbes.
    • Разработали приложение для компании О’КЕЙ, первого в России сервиса доставки продуктов из супермаркетов.
    • Начали сотрудничать с ДоДо Пицца: разработали  дизайн приложения, с которым мобайл стал для компании основным каналом продаж. Сразу после сдачи приложения через него пошло 40% онлайн-заказов.
    • В 2016 году мы начали работать сразу с двумя лидерами рынка ритейл и e-commerce — Лабиринт и Магнит

    Для Магнита мы создали нативное приложение, в котором можно было посмотреть актуальные акции и составить список покупок. Постепенно приложение обросло новыми возможностями: аналитика, обратная связь, программа лояльности, которая стала самой многочисленной в России. 

    Лабиринт стал настоящей площадкой для инноваций — мы реализовали в приложении очень много технических новинок. Например, первыми в России разработали Instant Apps, создали нейросеть для визуального поиска книги по обложке, добавили Apple и Google Pay. Приложение представили на конференции Google IO как пример раннего внедрения технологий. В 2016 году оно стало лучшим приложением в рейтинге Роскачества. В 2017 году приложение Лабиринта стало лучшим ритейл-приложением по версии Tagline. 

    В 2017 году неожиданно для нас пришло официальное признание: мы оказались на 7 строке в топ-10 мобильных разработчиков России рейтинга Tagline

    Отличительная особенность Surf — страсть к новому

    Как только появляются новые решения или технологии, мы внедряем их в приложения клиентов. За 10 лет работы у нас сложилось тесное сотрудничество с Apple и Google.

    Сотрудничество с Google

    Начало нашей активной работе с Google положила их DevRel-менеджер — Наталья Ефимцева. Она очень плотно работала с разработчиками, оперативно делилась информацией о ранних доступах к технологиям.

    К тому же, у Google работала программа Google Developers Agency — она была нацелена на прокачку агентств, чтобы те делали лучшие приложения. В рамках программы разработчикам давали ранний доступ к технологиям, приглашали на специализированные конференции, делали ревью дизайна на соответствие Material Design и делились знаниями. Мы активно участвовали в этой инициативе, летали на конференции Google IO в Калифорнию, чтобы познакомиться с новинками первыми. 

    Сейчас мы продолжаем тесно взаимодействовать. Часто выступаем в московском офисе Google, совместно проводим девфесты, DGD Воронеж. В 2017 году Surf вошёл в число первых 18 агентств мира, получивших статус Google Certified Agency. Это дало нам доступ к новым технологиям Google за два-три месяца до официального релиза. 

    О нас сняли фильм —  Google Developers Agency Spotlight Presents: Surf Studio

    Machine Learning

    В 2017 году на конференции Google прозвучал тезис о том, что искусственный интеллект — это тренд ближайшего будущего. Команда Surf сразу начала разбираться, как он работает. В этом же году мы создали отдел, который занимался Machine Learning и искусственным интеллектом. Мы реализовали более 20 ML-кейсов, среди которых: UTair, М.Видео, Моё Дело, AutoSpot, Магнит, Mars, Уралсиб и другие. Сложности внедрения не помешали нам в 2017 году выиграть чемпионат по Machine Learning с кейсом М-Видео. На основе клиентского поведения на сайте мы прогнозировали, совершит ли человек покупку. 

    Технологиями Machine Learning мы занимались 3 года, но практика показала, что гораздо эффективней, когда данные для таких проектов собираются и валидируются внутри компании, поэтому со временем мы распустили отдел.

    В 2017 мы провели в ВГУ 2 летние школы по машинному обучению. Наш опыт помог не только студентам, но и преподавателям кафедры: они увидели процесс с прикладной точки зрения и с учетом этого внесли коррективы в программу учебного курса. 

    Команда Surf заняла первое место на чемпионате по искусственному интеллекту на Russian Artificial Intelligence Forum

    Сотрудничество с Apple

    Apple каждый год публично презентует разработки на конференции WWDC. Наша задача после — внедрить эти технологии в проекты клиентов до сентября. Если получается, то Apple лояльно относится к этим проектам и дополнительно рекламирует их. Мы всегда стараемся использовать эту возможность для наших клиентов. 

    Удалёнка — задолго до пандемии

    В какой-то момент расти только за счёт студентов родного вуза стало сложно. Мы расширили поиск и хантинг готовых специалистов на территории всей России. Так в 2016–2017 годах, задолго до всеобщего признания удалёнки, мы сделали свою команду распределённой и настроили свои процессы так, чтобы сотрудникам было комфортно работать вне зависимости от города их проживания. Сейчас в нашей команде успешно работают сотрудники из 50 городов.

    Еженедельная онлайн-трансляция новостей компании. Спойлер: не всем нравится такой формат, поэтому экспериментируйте и собирайте фидбэк. Возможно, ваши легионеры предпочитают иной способ общения

    Криптопроекты, банки и не только

    В 2018 году для Surf началась эпоха криптопроектов. Мы создали приложение для криптобиржи Twim. Чтобы понять потребности разных групп пользователей и специфику отрасли, мы изучили около 10 бирж и сами попробовали торговать. В этот же период разработали приложение для MDK, сейчас этот проект вырос и превратился в крипто-социальную сеть Main.

    В 2018 началось наше масштабное сотрудничество с компанией KFC. Вначале мы создали для них концепт клиентского приложения. Чтобы лучше понимать все особенности процессов компании, мы посетили производство KFC. Там увидели, что большая часть документооборота компания ведёт на бумаге. И предложили им решить другую, гораздо более глобальную задачу — автоматизировать бизнес-процессы. В результате, мы разработали для компании кастомную ERP-систему, которая помогла KFC перейти с бумаги на цифру и автоматизировать бизнес-процессы. Сейчас KFC планирует тиражировать её во все страны своего присутствия, а это более 15 тысяч торговых точек в 134 странах мира.

    С 2018 года работаем с банком Зенит. Банковская группа «Зенит» объединила под единым брендом пять коммерческих банков: Зенит, Девон-Кредит, Липецккомбанк, Спиритбанк и банк Зенит Сочи. Им нужно было разработать мобильное приложение для обслуживания клиентов из этих банков. Эту задачу и решил Surf.

    В 2019 году началось наше сотрудничество с банком SBI. Мы помогли банку в развитии уникальной для российского рынка ниши — семейного банкинга. В 2021 приложение стало лауреатом премии «Время инноваций» в номинации «Открытие года».

    Период 2019 — 2020 гг. был богат на e-commerce проекты. 

    • Мы создали мобильное приложение для мультибрендовой сети Rendez-vous
    • Хороших результатов мы добились при разработке приложения для сети зоомагазинов Бетховен. Совместно с командой Бетховена мы провели CJM-воркшоп и серию глубинных интервью — это позволило точно определить «боли» и потребности клиентов сети, сформировать оптимальный флоу для клиента. Благодаря этому, конверсия в покупку выросла с 5 до 15%.
    • Также мы создали мобильное приложение для крупнейшей в России косметической Рив Гош

    Flutter — как всё начиналось

    В 2019 мы начали работать с кроссплатформенным фреймворком Flutter. Евгений Сатуров и Артём Зайцев стали первопроходцами и энтузиастами, которые внедрили технологию в проекты Surf. Они увидели перспективу и перешли во Flutter из Android-разработки. Для начала сделали небольшой и несложный проект для локального ритейлера. Затем этот фреймворк успешно показал себя в более сложных проектах и сейчас является нашей флагманской технологией.

    В 2019 году мы реализовали один из прорывных проектов компании: это был первый в Европе мобильный банк на Flutter для Росбанка. Он же стал и вторым в мире — мы выпустили проект в релиз чуть позже бразильского Nubank.

    В 2020 году на базе одного кода мы создали шесть приложений для самой большой сети аптек в России: Ригла, Живика, Будь здоров. Приложения реализовали на кроссплатформе Flutter и сэкономили 40% бюджета клиента. Приложение получило бронзу рейтинга Рунета в категории «Красота и здоровье».

    В 2020 году успешно запустили онлайн-курс по Flutter, который стал для нас одним из источников новых кадров. Мы продолжаем развивать сотрудничество с Google, чтобы качественно дополнять их продукт и непосредственно писать код. 

    Сегодня у нас один из самых больших Flutter–отделов в России и мы регулярно проводим мероприятия, посвящённые этой технологии. А Евгений Сатуров стал техническим редактором первой книги на русском языке о Flutter, которая сейчас готовится к печати. 

    На конференции Mobius мы делились правдивыми историями про Flutter и лайфхаками для начинающих флаттеристов

    Продолжаем развиваться

    В какой-то момент мы заметили, что много времени тратим на оптимизацию своих процессов и подходов к коду, выделение библиотек, чтобы не пересоздавать функциональность. Чтобы сократить этот процесс, мы придумали Surf Gen — один из наших внутренних инструментов, который позволяет генерировать сервисный слой. 

    Surf Gen создаёт код для связи приложения и сервера — это сокращает от 10 до 20% работы одним кликом. 

    Каждый новый проект — новые челленджи и новые возможности

    В период с 2020 по 2021 годы наши проекты из разных отраслей получили 13 наград Tagline Awards — 3 золота, 4 серебра, 6 бронз. И это дополнительное подтверждение того, что мы выбрали правильный подход.

    Список наших проектов не ограничивается ритейлом, банкингом и финтехом, мы стремимся пробовать новое и идти туда, где ещё не были.

    В сравнении с продуктовыми компаниями, у нас очень прогрессивный технологический стек. Каждое новое приложение мы можем писать на самых современных технологиях. Каждый новый проект — это что-то свежее и новое.

    Одним из вызовов 2020-2021 годов для нас стал проект для крупнейшего YouTube-паблишера Medium Quality —  мы разработали для них видеостриминговый сервис The Hole. Это был вызов для всей команды. Перед нами стояли амбициозные задачи: выйти за рамки возможностей YouTube и добавить интерактивные механики. Результат Рейтинг Рунета присвоил приложению The Hole серебро в категории «Отдых и развлечения».

    В 2021 году мы успешно реализовали проект с AR-технологиями. Создали для немецкой компании SAP SE приложение с визуализацией строительства нефтедобывающий скважины. Для клиентов немецкой фирмы важно было представлять процесс целиком и соотнести этапы строительства с ИТ-инструментами. 

    Мы подключили движок Unity, который используется для разработки компьютерных игр

    В 2021 году наш портфель пополнился 13 новыми клиентами.