Ригла

Единое приложение для самой большой сети аптек в России: Ригла, Живика, Будь здоров

Задача

Создать мобильные приложения с программой лояльности — новый канал продаж для аптечной сети «Ригла»

«Ригла» — крупная сеть аптек. На розничном рынке работает под тремя брендами: «Ригла» — в дорогом сегменте, «Будь здоров» — в среднем и «Живика» — в дешёвом.У каждого из трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя ЦА, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении неразумно с точки зрения маркетинга.

У каждого из трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя ЦА, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении неразумно с точки зрения маркетинга.

Получается, нужно три отдельных приложения — но с одинаковой функциональностью. Если учесть, что каждое нужно написать отдельно под Android и iOS, приложений вообще должно быть шесть. Разрабатывать их было бы долго и затратно.

Перед нами стояли задачи:

  • Найти оптимальное решение — как сделать шесть приложений без лишних затрат.
  • Оцифровать программу лояльности.
  • Реализовать проект в сжатые сроки. Нужно было успеть к «высокому сезону»: времени, когда люди болеют сезонными заболеваниями типа ОРВИ. «Ригла» заказала разработку, когда пандемии COVID-19 ещё не было.

Решение

Сделали пресейл концепт будущего приложения

Выбрали Flutter

Предложили заказчику:

  • Сделать приложения с единой кодовой базой.
  • Написать их на Flutter — кроссплатформенном решении от Google, которое позволяет писать один код для iOS и Android.

Благодаря Flutter сэкономили 40% бюджета относительно нативной разработки.
Почему разработка на Flutter дешевле, чем нативная.

Три бренда, шесть приложений — один код.

Спроектировали продукт

Провели анализ приложений других аптечных сетей: сравнили функциональность, изучили отзывы пользователей. И не просто сравнили, но ещё и написали статью. Разбираем мобильные приложения аптек.

Провели CJM-воркшоп с командой заказчика и серию глубинных интервью. Выяснили, что покупателей аптек можно разделить на две группы:

  • Люди, которые покупают «планово»: например, при хроническом заболевании. Они знают, какое лекарство им нужно.
  • Люди с внезапной проблемой: например, острой болью. Что им купить, они не знают.

От того, к какой группе принадлежит человек, зависят его поведение и ожидания от приложения. Человек из второй группы, скорее всего, посоветуется с фармацевтом: что купить при першении в горле или при болях в суставе.

Чтобы пользователю было удобно найти подходящий препарат самостоятельно, мы добавили в приложение поиск лекарств по заболеванию и по основным симптомам

Сделали UX и UI

Сначала собрали кликабельный UX прототип: заказчик посмотрел его на iPhone и дал обратную связь.

В несколько итераций учли обратную связь. Сделали UI-дизайн для «Риглы» и адаптировали его под брендинг «Живики» и «Будь Здоров». Получился UI-kit — готовый набор графических элементов, но в разных цветах — в зависимости от бренда.

Для контент-менеджеров заказчика разработали гайдлайны: как создавать баннеры, которые будут хорошо смотреться в мобильном приложении. Использовать те же самые баннеры, что и для веба, не рекомендуется — тогда с мобильного их трудно прочитать.

Разработали на Flutter шесть приложений с единой кодовой базой

Приложение каждого бренда работает со своим бэкендом: есть три сайта на CMS Magento, у них почти одинаковый API на GraphQL. Кодовая база единая для всех трех приложений: система непрерывной интеграции Jenkins из одного кода автоматически делает сборки приложений для нужного бренда.

Весь процесс автоматизирован: разработчик пишет код один раз, и обновления добавляются сразу в шесть приложений.

Наши подходы хорошо документированы: это позволяет легко подключать к проекту новых разработчиков или забрать проект инхаус, если заказчик захочет. Все Flutter-приложения, которые мы делаем, реализованы на стандартной архитектуре SurfGear.

Обошли ограничения складской логистики

В аптечной отрасли довольно строгие правила. Например, до недавнего времени лекарства нельзя было продавать дистанционно и доставлять курьером. Препараты в наличии неравномерно распределены по аптекам и не могут перемещаться между ними.

Нам пришлось проработать десятки сценариев — логика оказалась в разы сложнее, чем в других категориях e-commerce.

Мы учли разные условия доставки лекарств и косметики, наличие в аптеках и разбивку заказов на партии. Получилось семь возможных сценариев при оформлении заказа. Самые распространëнные из них три:

  • Часть товаров курьер может привезти из одной аптеки, а другую часть покупатель забирает самовывозом из той, где они в наличии.
  • Все товары самовывозом в одном месте, но через пару дней.
  • Весь заказ доставляет курьер на дом. Покупка может происходить без регистрации и авторизации.

Чтобы пользователям было удобно при любом сценарии и они не замечали этих ограничений, мы сделали мультикорзину со сложной бизнес-логикой.

Собрали пользовательскую аналитику

Для аналитики мы используем сервисы AppMetrica и Firebase. При работе с «Риглой» мы использовали нашу стандартную воронку, которую разработали благодаря большому опыту работы с аналитикой в e-commerce. Помимо этого мы учли особенности «Риглы» и отслеживаем события, связанные с этим.

После релиза работали с аналитикой, чтобы находить точки роста. Например, оптимизировали поиск — это основной сценарий работы с приложением.

Непрерывно развиваем продукт

  • Добавили раздел «Скидки». Можно забронировать товар с истекающим сроком годности: чем ближе конец срока реализации, тем выше скидка.
  • Доработали анимации. В первом релизе пожертвовали микровзаимодействиями. Но теперь всё анимируется плавно, приложение стало ещё симпатичнее.
  • Улучшили процесс добавления товаров в корзину. На сайте «Риглы» процесс неоптимальный: чтобы добавить товар, нужно нажать плюсик, появится лоадер, придётся ждать, пока всё прогрузится. В приложении мы от этого избавились: сначала собираем очередь, потом отправляем запрос на сервер. Ждать прогрузки не нужно, товары сразу появляются в корзине.
  • Добавили оплату через Apple Pay и Google Pay.
В карточке товара: описание, инструкция, отзывы, наличие в аптеках: необходимая информация о товаре — на виду. При оформлении заказа — несколько сценариев. Например, часть товаров может привезти курьер, а часть придётся забрать самовывозом — такова аптечная специфика

Результат

На одном коде разработали мобильные приложения для трёх аптечных брендов

  • Проект нужно было реализовать в сжатые сроки, и мы справились. Весь продукт с учётом исследований и проектирования сделали за пять месяцев. Первое приложение — для «Риглы» — запустили за три месяца.
  • «Ригла» своевременно запустила мобильные приложения: как раз к моменту, как правительство сняло ограничения на дистанционную продажу лекарств.
  • Благодаря Flutter «Ригла» сэкономила 40% бюджета относительно нативной разработки.
  • 70% всех онлайн-клиентов аптечной сети делают покупки через мобильные.
  • Средний чек в приложении в разы выше, чем при покупках в офлайне.
  • Продолжаем развивать приложение на основе данных аналитики уже почти год после первого релиза.

Отзыв

На этапе тендера у Surf была такая классная концепция будущего приложения, что стало понятно: у компании индивидуальный подход к клиентам и много свежих идей. Чувствовалось, если делать продукт с Surf, приложение не будет штампом. Впечатление не обмануло, ребята привнесли много нового. Часть идей мобильной Риглы мы забрали для веб-версии интернет-магазина 👍
Анастасия Боева

Директор по интернет-продажам аптечной сети Ригла

Команда
1-го релиза
Дизайн и проектирование
Мария Подрезова
Менеджмент
Сергей Коцюба
Аналитика
Игорь Сушинский
Разработка
Алексей Корпатенков
Андрей Савостьянов
Максим Красиков
Тестирование
Павел Жданов
Алексей Хрипунов
Мы найдем лучшее решение вашей задачи
Обсудить проект
Заявка отправлена!
Мы свяжемся с вами в течение рабочего дня
Обсудить проект