Новый канал продаж для «Риглы»

Клиент
Крупнейшая в России сеть аптек. На розничном рынке работает под четырьмя брендами: «Ригла» — в дорогом сегменте, «Будь здоров» — в среднем, «Живика» и «Здравсити Аптека» — в дешёвом. Основана в 2001 г.

Задача
Создать новый канал продаж для аптечной сети — мобильные приложения для трёх её брендов

У трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя аудитория, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении было бы неразумно с точки зрения маркетинга. Нам нужно было в сжатые сроки и с минимальными затратами создать три разных по дизайну приложения — но с одинаковой функциональностью.
Вызовы
Создать 6 приложений для 3 брендов с минимальными затратами
Для проекта выбрали кроссплатформу Flutter. Благодаря этому, нам удалось реализовать 6 приложений (3 бренда, для каждого версии для iOS и Android) на единой кодовой базе. Это позволило сэкономить до 40% бюджета проекта.
Реализовать проект в сжатые сроки
Весь продукт с учётом исследований и проектирования мы сделали за пять месяцев. Первое приложение — для «Риглы» — запустили за три месяца. В результате, «Ригла» своевременно запустила мобильные приложения: как раз к моменту, как правительство сняло ограничения на дистанционную продажу лекарств.
Защитить приложение от вредоносных атак
Для защиты внедрили систему Refresh-токенов.
Как мы это сделали
Спроектировали продукт
Мы провели анализ приложений других аптечных сетей: сравнили функциональность, изучили отзывы пользователей. Подробнее об исследовании можно прочитать здесь: Разбираем мобильные приложения аптек.
На CJM-воркшопе с командой заказчика и серии глубинных интервью выяснили, что покупателей аптек можно разделить на две группы:
- Люди, которые покупают «планово»: например, при хроническом заболевании. Они знают, какое лекарство им нужно.
- Люди с внезапной проблемой: например, острой болью. Что им купить, они не знают.
От того, к какой группе принадлежит человек, зависят его поведение и ожидания от приложения. Первая группа ищет строго определённую группу препаратов. Человек из второй группы, скорее всего, посоветуется с фармацевтом: что купить при першении в горле или при болях в суставе.

Сделали концепт будущего приложения

Незадолго до запуска мобильного приложения, головной бренд «Ригла» сделал ребрендинг. В основу концепции легла идея о том, что каждый может и должен жить здоровой и гармоничной жизнью, чувствуя себя привлекательным и здоровым. Главное предназначение аптек «Ригла» — квалифицированно и с заботой помогать в этом. Мы постарались отразить философию бренда в концепции будущего приложения:
- выбрали природные цвета, приятные для человеческого глаза;
- использовали не яркие контрасты;
- навигацию и поиск сделали максимально понятными и простыми.
Сделали UX и UI
Сначала собрали кликабельный UX прототип: заказчик ознакомился с ним на iPhone и дал обратную связь. Затем мы спроектировали UI-дизайн для «Риглы» и адаптировали его под брендинг «Живики» и «Будь Здоров». Получился UI-kit — готовый набор графических элементов, но в разных цветах — в зависимости от бренда.

Для контент-менеджеров мы разработали гайдлайны: как создавать баннеры, которые будут хорошо смотреться в мобильном приложении. Использовать те же самые баннеры, что и для веба, не рекомендуется — тогда с мобильного их трудно прочитать.
Выбрали Flutter
Нам нужно было создать три приложения для разных брендов сети — но с одинаковой функциональностью. Если учесть, что каждое нужно написать отдельно под Android и iOS, приложений вообще должно быть шесть. Разрабатывать их было бы долго и затратно.
Мы предложили:
- Сделать приложения с единой кодовой базой.
- Написать их на Flutter — кроссплатформенном решении от Google, которое позволяет писать один код для iOS и Android.
Благодаря Flutter сэкономили 40% бюджета относительно нативной разработки.
Три бренда, шесть приложений — один код.
Приложение каждого бренда работает со своим бэкендом: есть три сайта на CMS Magento, у них почти одинаковый API на GraphQL. Кодовая база единая для всех трёх приложений: система непрерывной интеграции Jenkins из одного кода автоматически делает сборки приложений для нужного бренда.
Весь процесс автоматизирован: разработчик пишет код один раз, и обновления добавляются сразу в шесть приложений. Подробнее о разработке на Flutter.
Работая над каждым проектом, мы всегда подробно документируем процесс — это позволяет легко подключать новых разработчиков или передать проект инхаус. Все Flutter-приложения, которые мы делаем, реализованы на стандартной архитектуре SurfGear, которую разработали специалисты нашего Flutter-отдела.
За два с половиной месяца нам удалось полностью объединить кодовую базу всех трех аптек. Сначала мы пишем код для якорного бренда — самой «Риглы», а затем распространяем на дочерние приложения: «Будь здоров» и «Живика».
Внедрили электронные рецепты
Не так давно в нашей стране начала действовать Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Она интегрирует сразу несколько медтех-сервисов: запись на приём, выдача электронного больничного, управление клиническими обследованиями и получение электронного рецепта.
Мы подробно прописали техническое задание для интеграции ЕМИАС с приложением «Риглы». В ближайшее время появится возможность получать электронный рецепт в самом приложении. С точки зрения разработки, эта фича оказалась объёмной, но пользователю она облегчит путь к рецептурным препаратам. Не нужно будет ходить за рецептом в ближайшую аптеку, можно заказать и получить его через приложение.
Как работает электронный рецепт:
- Из ЕМИАС пользователь выбирает рецепт и аптечную сеть, где этот рецепт можно будет реализовать.
- На стороне ЕМИАС при выборе аптеки показывается диалоговое окно с предложением открыть её сайт или мобильное приложение.
- Если у пользователя установлено приложение, то он перенаправляется в него, а если нет — на сайт.
- Пользователь авторизируется в приложении, и там отображаются данные о рецептах (до 10 штук).

По электронному рецепту пользователь получает список необходимых препаратов. Чтобы не смешивать обычные товары с рецептурными, мы разделили корзины и создали отдельную. Туда попадают все товары, которые пользователь получает по рецепту. Заказы можно оформлять для любой корзины, однако если пользователь хочет приобрести специальное средство по рецепту, он будет перенаправлен в рецептурную корзину.

Раздел «Мои рецепты»
Через экран «Профиль» можно перейти во все сохранённые рецепты. Фильтрация зависит от даты рецепта: если срок рецепта указан, то он будет действовать весь срок, как и обычный бумажный рецепт. История перехода из ЕМИАС сохраняется, и, если срок рецепта истек, то пользователь уже не может оформить заказ и прикрепить к этому рецепту препарат.

Для аналитики мы используем сервисы AppMetrica и Firebase. При работе с «Риглой» мы использовали нашу стандартную воронку, неоднократно проверенную на наших e-commerce проектах. Помимо этого мы учли особенности «Риглы» и отслеживаем важные для приложения события. Например, процент возврата пользователей в приложение или сколько покупателей выбирают получение заказа самовывозом, а сколько предпочитают доставку.
После первого релиза продолжили работу с аналитикой, чтобы находить точки роста. Например, оптимизировали поиск — он работает по главному действующему веществу в препарате. В результатах поиска показаны как сами товары, так и их категории. В скором времени из выпадающего списка поиска будет возможность сразу добавить товар в корзину, не переходя ко всем результатам поиска. Удобный и быстрый поиск — это один из ключевых сценариев работы с e-commerce приложением.
Непрерывно развиваем продукт
- Добавили раздел «Скидки». Можно забронировать товар с истекающим сроком годности: чем ближе конец срока реализации, тем выше скидка.
- Доработали анимации. В первом релизе пожертвовали микровзаимодействиями. Но теперь всё анимируется плавно, приложение стало ещё симпатичнее.
- Улучшили процесс добавления товаров в корзину. Собираем очередь из нужных покупок, потом отправляем запрос на сервер. Ждать прогрузки не нужно, товары сразу появляются в корзине.
- Регистрация через соцсети. Планируем реализовать регистрацию не только через телефон или почту, но и через отечественные соцсети — «ВКонтакте» и «Одноклассники».
- Вскоре добавим возможность отслеживать товар. Если пользователь ищет определённый товар и видит, что его пока нет в наличии, он может подписаться на этот товар. Как только придёт уведомление о том, что товар появился, пользователь оформляет заказ. Есть и обратное действие этой фичи: можно будет отжать кнопку «отслеживать» и больше не следить за поступлением этого товара.
Результат
MAU приложений «Ригла» — 835 186 пользователей. Конверсия в оформление заказа новых пользователей приложения «Ригла» — 24,38 %; вернувшихся для повторного заказа — 38,88 %.
- 70% всех онлайн-клиентов аптечной сети делают покупки через мобильные приложения.
- Средний чек в приложении в разы выше, чем при покупках в офлайне.
- Приложение продолжает развиваться.
- Приложение в App Store
Руководитель группы развития продукта, департамент развития онлайн-продаж аптечной сети «Ригла»