Корпоративное приложение
Клиент
К нам обратилась крупнейшая в мире торгово-производственная компания. Работает с 1911 года, в России — с 1991. Численность сотрудников — более 10 тысяч по всему миру. Называть её мы не можем по условиям NDA.
Задача
Создать HR-приложение для сотрудников корпорации
Клиенту требовалось нечто большее, чем просто внутренняя соцсеть или интранет. Руководство ставило перед собой амбициозные цели:
- повысить цифровую грамотность каждого сотрудника;
- увеличить их вовлечённость в процессы компании;
- вдохновить сотрудников на генерацию идей по цифровой трансформации;
- повысить значимость HR-бренда.
Вызовы
Создать универсальный инструмент для более 10 тысяч сотрудников
В большой компании сложно уследить за всеми процессами и настроениями сотрудников. Клиенту требовалась универсальная среда, в которой одинаково комфортно себя будут чувствовать и сотрудники производства, и офисные работники.
Около 80% сотрудников работают на производстве и имеют отдалённое представление о компьютерных технологиях. Остальные 20% — наоборот, очень хорошо разбираются в них и могут помочь коллегам подтянуть компьютерную грамотность. Так сформировалась одна из целей решения — сократить разрыв между офисными сотрудниками и «производственниками».
Сплотить коллектив и мотивировать на генерацию идей
Компания хотела создать нечто большее, чем просто инфраструктуру для внутреннего обучения. Они хотели дать сотрудникам возможность проявлять инициативу и предлагать идеи по улучшению внутренних процессов. Руководством особенно поощрялись идеи, направленные на цифровизацию.
Мы реализовали удобный интерфейс, в котором любой сотрудник может легко предложить свою идею в онлайн-режиме. Все идеи после модерации передавались на рассмотрение руководителям.
Изменить отношение сотрудников к корпоративному обучению
Постоянное обучение — неотъемлемая часть работы в больших компаниях. Сотрудники только успевают сдать одну аттестацию, как на носу уже следующая. Это выматывает психологически и эмоционально. С рабочим обучением у сотрудников начинает ассоциироваться лишний стресс и дополнительная нагрузка. К тому же у многих сотрудников корпорации нет рабочего компьютера.
Клиенту нужен был простой инструмент для корпоративного обучения, с которым смогут легко работать и мерчандайзер в командировке, и фасовщица из производственного цеха, и менеджер в офисе.
Перед нами стояла цель изменить отношение сотрудников к обучению и создать простую и понятную образовательную платформу с чистым дизайном, не отвлекающим от главного — саморазвития.
Как мы это сделали
Идея HR-приложения, объединяющего всех сотрудников компании, родилась из желания генерального директора провести спортивный челлендж, многие сотрудники поддержали эту идею. Так появился запрос в общей платформе, на которой можно было бы генерировать и предлагать идеи для развития.
В ходе совместных с командой клиента брейнштормов мы развили концепт шире — решили завернуть все внутренние активности в приложение.
Написали бэкенд
Разработка корпоративного приложения была отдана нам «под ключ». Это упростило и систематизировало работу с первых этапов. Аналитики подготовили техническое задание и передали нашему бэкенд-отделу. Данные о сотрудниках брали из FTP файла, который подготовили ИТ-специалисты компании-заказчика.
В разработке мы использовали Kotlin. Бэкенд реализовали с применением стандартного набора, типичного для микросервисной архитектуры: фреймворка Spring Boot и JWT-токена для авторизации. Но так как сроки проекта были ограничены, мы применили эти инструменты для создания монолитной архитектуры с виртуальным разделением на микросервисы внутри.
При проектировании мы заложили основу, чтобы в будущем проект можно было легко разбить на микросервисы. Мы «пакетировали» структуру и уже в отдельных частях реализовывали нужную логику. Такой подход позволяет легко «разъединить» структуру на микросервисы, если это необходимо.
Также мы учли перспективы возможного роста системы: например, появление новых сотрудников, которым также потребуется доступ в неё.
Создали админ-панель
Для управления контентом мы создали кастомное веб-приложение на React и Ant Design.
Скачать приложение из стора может любой пользователь, а вот войти в него — только сотрудник компании, который есть в общей базе. Для авторизации сделали 2 варианта: по почте и по номеру телефона.
Раздел «Управление» доступен суперадминистратору — он может назначать или убирать администраторов.
Создали дизайн
Мы создавали концепт с нуля. Дизайн приложения решили сделать простым, не перегруженным деталями, но информативным. Мы подобрали комплиментарные цвета с умеренной контрастностью и клиент оперативно согласовал макет.
Концепция приложения — погрузить сотрудников в информационную образовательную среду — поддержана дизайном. Мы должны были сделать так, чтобы пользователи не просто читали новости и скроллили ленту, а принимали активное участие в развитии приложения. Дизайн-решение сконструировано таким образом, чтобы помогать пользователю продвигаться в обучении, а также в игровой форме зарабатывать и тратить баллы на полезные товары и книги.
Взаимодействие с приложением — важная часть концепта, которая видна с самого начала — онбординга. Специально для этой части мы отрисовали авторских персонажей, которые проводят пользователя в приложение и задают общую стилистику.
Для приложения выбрали Flutter
Для разработки приложения мы предложили клиенту кроссплатформенную технологию — Flutter. Она подходит для мобильных приложений с высокой производительностью и нативным дизайном — как раз то, что было нужно для создания кастомной внутренней системы. Так как кроссплатформа позволяет создать на одном коде приложения сразу для двух операционных систем — iOS и Android — срок и стоимость разработки примерно на 30% ниже, чем у нативных приложений.
Функционально приложение на Flutter ничем не уступает нативному, а это значит, что мы смогли реализовать все фичи, которые ожидал видеть в приложении клиент.
Реализовали в приложении разные возможности
Обучение
Для администратора. Чтобы добавить курс, в админ-панели в разделе «Обучение» нужно нажать на знак плюс — так добавится сущность, внутри которой необходимо будет добавить уроки. В редактировании урока нужно вписать название, краткое описание и текст.
Для создания живых и интересных уроков предусмотрена возможность вставить ссылку или видеоплеер YouTube, который можно запустить видео в формате мини-плеера. Эта встроенная схема во Flutter реализована с помощью библиотеки. Прилагаемые файлы к уроку можно скачать — они попадут в загрузки смартфона.
Для обучающихся. Мы реализовали процесс обучения на основе геймифицированной механики. Пользователь просто листает ленту, набирает курсы, нажимая на «плюс», затем заходит в «Моё обучение» и изучает те курсы, которые выбрал. Этим разделом можно гибко управлять: удалять курс, который уже пройден или стал неинтересен. У каждого курса есть стоимость — показано, сколько сотрудник заработает баллов при успешном прохождении.
Тесты
К каждому курсу можно сделать тест. В админ-панели предусмотрен счётчик количества вопросов. И есть вариативность: можно указать, сколько вопросов нужно отображать: например, 8 любых из 20.
Кнопка «начать тест» активна, если пользователь ни разу не проходил данный тест и кнопка «пройти ещё раз», если проходил, но неуспешно. Тест считается пройденным, если пользователь набрал более 80% правильных ответов.
Вопросы задаются в случайном порядке: если вернуться к уроку и пройти тест ещё раз, порядок вопросов сгенерируется в новом порядке.
Баллы начисляются только за пройденный целиком курс.
Новости
Лента новостей — отличный инструмент для того, чтобы держать сотрудников в курсе событий компании, а также для сбора обратной связи. Мы сделали обязательным размещение новости с изображением для того, чтобы визуал приложения перекликался с привычной всем лентой новостей в соцсетях.
Внутри размещена узнаваемая кнопка «лайк», за клик по которой тоже начисляются баллы.
Механизм обратной связи в этом блоке работает с помощью опции «предложить новость». Каждый сотрудник может кратко описать событие или новостную заметку. Эта заявка попадёт администратору, после валидации он опубликует новость, а сотруднику придут заслуженные баллы.
Магазин
Внутреннее приложение для сотрудников — это не классическое e-commerce приложение. Тут невозможно в прямом смысле «купить» товар. По сути, это витрина, материальных вознаграждений с условной стоимостью.
За полученные баллы сотрудник может выбрать понравившийся товар и оформить заказ. Список товаров ведёт администратор: пишет название, указывает стоимость (баллы) и количество (сколько штук есть в наличии на складе), загружает изображение.
Чтобы получить товар, нужно нажать «Заказать», тогда заявка уйдёт администратору. После рассмотрения он выдаст сотруднику товар со склада, а количество баллов пользователя будет пересчитано.
Поделиться достижением
Это ещё один способ взаимодействия с приложением. Разумеется, вознаграждаемый. Если сотрудник сделал что-то полезное в офлайне, например, помог принести коробку с печеньем, он может получить баллы в приложении. Остаётся только нажать на кнопку «Поделиться достижением», кратко описать и прикрепить фото. Администратор приложения рассмотрит достижение и начислит баллы.
Лидерборды
«Ничто так не мотивирует на свершения, как здоровая конкуренция», — подумал наш клиент, а мы — воплотили. Система рейтингов в приложении многоуровневая: есть разбивка по личным рейтингам сотрудников, департаментам и средний рейт по компании. Рейтинг визуализирован — графически выделены полосы в зависимости от положения в списке.
Тут отображается ежедневный баланс баллов и информация о системе начислений. На будущее мы предусмотрели в этом разделе возможность отслеживать количество дней до отпуска и подать на него заявление.
Результат
Мы создали приложение, способное сократить разрыв между сотрудниками бэк-офиса и персоналом, задействованным на производстве. Этот шаг повысил уровень компьютерной грамотности и мотивацию к обучению. Теперь необходимая офисная учёба — не тяжёлая ноша, а интересный геймифицированный опыт. Игровые механики помогают вовлечь сотрудников в общую диджитал-среду.
Одной из ключевых фич для развития как сотрудников, так и самой компании, стала возможность в приложении предложить идею. Открытость и инициативность поощряется руководством, а у подчинённых исчез барьер и появилось чувство причастности к развитию общего дела. Такие HR-инициативы способны инициировать и поддержать развития общей бизнес-стратегии.
Мы убеждены, что корпоративные приложения — необходимый элемент HR-культуры большой компании. А создать такое приложение можно под кастомный запрос организации.