Оглавление

    Не успеет остыть: как создать приложение для доставки еды, чтобы заказывали снова и снова

    Приложение для доставки — Обложка

    Заказ еды на дом продолжает быть популярнее, чем посещение ресторанов или покупка в магазинах — 42% покупателей пользуются доставкой раз в месяц или чаще. К 2024 году доля доставки у компаний увеличилась до 50%, как у ВкусВилл. Из 39% ресторанов, которые не создали приложение для доставки еды, 29% планировали сделать это в течение пары лет.

    При этом собственный сервис доставки есть лишь у половины заведений — остальные пользуются агрегаторами. На первый взгляд, их можно понять: конкурировать с крупными игроками, когда все и так пользуются Яндекс Едой, сложно. Зато можно интегрироваться с монополистами рынка и не мучиться над привлечением пользователей в собственное приложение.

    Разработка мобильного приложения для доставки еды помогает потратить то, что уходит агрегаторам, на развитие бренда. Так уже делает Чайхона № 1, Бургер Кинг и Додо Пицца. В этой статье рассказываем, в чём плюсы агрегаторов и когда пора создавать своё приложение для доставки. И главное — как это сделать.

    Смотрим меню и цены. Как организовать доставку и что предлагают агрегаторы

    У ресторана или магазина есть два основных пути: довериться агрегатору или всё сделать самому. Разберёмся в том, как подключиться к агрегатору на примере Яндекс Еды и в чём его отличие от самостоятельного создания приложения для доставки еды.

    Подключение к агрегатору или маркетплейсу

    В чём суть. Подключение ресторана к Яндекс Еде состоит из четырёх шагов:

    • Зарегистрируйте свою компанию на платформе. Для этого заполните анкету о ресторане и предоставьте качественные фотографии блюд для меню.
    • После проверки данных ресторан добавляется в систему.
    • Настройте интеграцию с системой управления заказами (r_keeper, iiko и другими), если такая есть.
    • Настройте позиции меню и доставки с их описанием. Для каждого блюда — своя карточка.

    Плюсы и минусы. Агрегатор — возможность отдать весь процесс доставки на аутсорс, не думать о найме курьеров или содержании парка машин. За это преимущество агрегаторы берут большую комиссию, которая может доходить до трети от стоимости заказа. Если что-то пойдёт не так в процессе доставки, издержки — за счёт ресторана.

    Собственная доставка

    В чём суть. Запуск собственного сервиса можно организовать с помощью бота в мессенджере, сайта или разработки мобильного приложения для доставки еды. Любой вариант потребует сначала продумать процесс доставки: наём и обучение курьеров, приобретение или аренда транспорта и термосумок; составление и вёрстка цифрового меню. На основе этого создаётся прототип цифрового продукта.

    Плюсы и минусы. При доставке собственными силами заведение может:

    • Возвращать до 100% дохода от заказов с доставки в бизнес.
    • Полностью контролировать процесс доставки до вручения заказа.
    • Собирать расширенную аналитику о заказах удобными инструментами.
    • Брендировать всё что угодно, вплоть до одежды курьеров и автомобилей.

    Организация и наладка всего процесса потребует вложений, которые могут не окупиться при малом объёме заказов. Зато при росте бизнеса и расширении сети выгода от собственной доставки растёт.

    Почему стоит разработать мобильное приложение для доставки еды? В сравнении с сайтом, колл-центром или мессенджерами мобильное приложение — более гибкая бизнес-модель для ресторана, чем агрегатор или базовый сайт с указанием позиций. Push-уведомления, персонализация и удобная оплата стимулируют пользователей заходить в приложение чаще, делать больше заказов и с более высоким средним чеком.

    Делаем заказ. Когда разработка приложения для доставки оправдана

    При выборе между агрегатором и созданием приложения для доставки еды нужно оценить бизнес по нескольким параметрам:

    • Требуются гибкие возможности брендирования. Собственное приложение позволяет полностью контролировать визуальный стиль, функциональность и пользовательский опыт. Это даст возможность создать уникальный имидж и укрепить связь с клиентами.
    • Нужно контролировать процесс доставки или сделать его уникальным. Наладив собственный сервис доставки, бизнес получает возможность управлять всеми аспектами доставки — от обработки заказов до курьерской доставки. Это позволяет быстрее реагировать на изменения, оптимизировать логистику и улучшать качество обслуживания.
    • Нужно создать уникальное предложение. Если конкуренты в релевантной нише используют агрегаторы для доставки заказов, наличие собственного приложения может стать преимуществом, так как ресторан сможет предлагать уникальный сервис и специальные предложения, которые недоступны через сторонние платформы.
    • Оценить позицию бренда на рынке. Необходимо учитывать, насколько сложно получить требуемые лицензии и разрешения для работы в регионе. В некоторых случаях партнёрство с агрегаторами может быть проще вывода на рынок собственного приложения.
    • Продумать долгосрочные планы. Хотя разработка приложения для доставки еды требует высоких первичных инвестиций, это может значительно снизить затраты в будущем. Комиссии агрегаторов часто растут с увеличением объёмов продаж, тогда как собственное приложение избавляет от этих расходов, позволяя больше инвестировать в развитие бизнеса и маркетинг.

    Собираем ингредиенты. Какие фичи нужны для приложения доставки еды

    Процесс заказа, обработки и доставки может осуществляться через одно или несколько приложений. Например, Uber Eats и Яндекс Еда предлагают отдельные приложения для клиентов и курьеров. В то же время все функциональности можно объединить в едином сервисе при создании приложения для доставки еды. Разберём основные компоненты, которые потребуются при любом из вариантов.

    Для пользователей

    Регистрация и профиль. Удобный процесс регистрации — первый шаг к созданию положительного пользовательского опыта пользователя. Возможность быстро создать профиль с минимальным набором данных и редактировать его в дальнейшем упрощает взаимодействие с приложением.

    Поиск и фильтрация. Интуитивный интерфейс для поиска блюд позволяет легко находить то, что нужно. Это сокращает путь к покупке и показывает заботу компании о времени пользователя.

    Корзина и оформление заказа. Простая сборка корзины и удобная оплата увеличивают конверсию в покупку. Пользователи должны иметь возможность выбирать удобный способ оплаты (карта, наличные и т. д.) и быстро переходить к подтверждению заказа.

    Вот как мы упростили процесс заказа при работе над новым приложением для Burger King:

    • Убрали из корзины те элементы, которые отвлекали от проверки заказа.
    • Добавили возможность редактировать состав блюд из корзины (например, добавить порцию сыры или исключить майонез).
    • Убрали недоступные для пользователя варианты оплаты и упростили варианты доставки.

    Доработки увеличили конверсию в покупку как для заказов с доставкой, так и с самовывозом. Приложение Бургер Кинга получило 4 награды на IX премии «Золотое приложение» РАЭК, включая золото в номинации «Доставка продуктов и фудтех и бронзу за «Лучший дизайн приложения».

    Отслеживание статуса заказа. Возможность отслеживания статуса доставки в реальном времени позволяет пользователям быть в курсе, когда их заказ будет доставлен. Это создаёт ощущение контроля и доверия к сервису.

    Отзывы и рейтинги. Оценки блюд и отзывы реальных пользователей не только повышают доверие клиентов, но и помогают ресторану собирать ценную обратную связь.

    Для курьеров

    Распределение заказов. Оперативные уведомления о новых заказах и возможность выбора помогают курьерам лучше планировать загрузку и рабочий день.

    Навигация и маршруты. Интеграция с популярными сервисами карт (Яндекс и 2ГИС) помогают оптимизировать маршрут доставки и эффективность работы. Так, при создании мобильного приложения для курьеров книжного магазина «Лабиринт» мы уделили особое внимание оптимизации маршрутов и офлайн-режиму, который позволяет изменить и закрыть заказ, даже при отсутствии стабильного интернет-соединения. В результате эффективность работы курьеров выросла на 20%.

    Статистика и отчёты. Статистика выполненных заказов и заработка дают курьерам наглядную картину своего дохода, что повышает их лояльность организации, а также мотивирует работать больше и лучше. Например, в приложении для курьеров «Лабиринта» мы добавили список ТОП-5 курьеров по количеству доставок за месяц.

    Для менеджеров

    При разработке приложения для доставки админ-панель может быть реализована как внутри него, так и в веб-формате. Примерные функциональности, которые там могут быть:

    • Управление ресторанами и меню. Возможность добавления и редактирования ресторанов и меню доставки помогает быстро реагировать на изменения во вкусах пользователей. Например, учесть низкие оценки конкретного блюда и заменить на новую версию.
    • Аналитика и отчёты. С помощью доступа к данным о заказах, выручке и активности пользователей менеджеры могут анализировать продажи и менять стратегию развития.
    • Поддержка. Инструменты для работы с обращениями клиентов помогают поддерживать высокий уровень сервиса и решать проблемы.

    Готовим и подаём. Этапы разработки приложения для доставки еды

    Разработка приложения для доставки еды — от идеи до появления приложения в цифровых сторах — включает шесть основных этапов.

    Бизнес-анализ. Это изучение конкурентов и рынка, которое помогает понять текущие тенденции и потребности пользователей. Знание целевой аудитории и их предпочтений поможет сформировать правильное видение финального продукта.

    Определение функциональности и выбор технологий. Данные бизнес-аналитики позволяют построить пользовательский путь и составить список необходимых приложению механик. На этом же этапе определяются технические требования проекта. Одним из ключевых решений будет выбор технологии разработки фронтенда.

    В то время как нативные технологии позволяют глубоко интегрироваться с возможностями iOS и Android-устройств, кроссплатформенная Flutter-разработка экономит на написании кода до 40% по сравнению с нативной.

    UX/UI дизайн и прототипирование. Интуитивность процесса выбора и оформления заказа влияет на продажи, и за это отвечает «умный» дизайн приложения для доставки еды. При этом создание функциональных прототипов позволяет визуализировать идеи и протестировать их на ранних этапах разработки — до реальных инвестиций в продукт.

    Разработка включает в себя не только создание архитектуры, механик и экранов приложения, но и настройку надёжных интеграций с платёжными системами, картами и прочими внешними сервисами.

    Тестирование — критически важный этап, так любые сбои и ошибки после релиза неизбежно отразится на доверии и лояльности пользователей. Комбинирование ручных и автотестов до двух раз ускоряет процесс проверки кода и выявляет ошибки на ранних стадиях.

    Релиз и поддержка. После публикации приложения в сторах его предстоит поддерживать: исправлять ошибки и выпускать обновления. Для поддержки требуется меньше специалистов, чем для предыдущих этапов — она может осуществляться как аутсорс-командой, так и внутренними специалистами. Главное, чтобы в процессе разработки была создана подробная документация всех элементов приложения — так процесс передачи проекта другой команде пройдёт максимально гладко.

    Всё ли вам понравилось? Как завоевать лояльность клиентов

    Пользователи всё чаще предпочитают заказывать еду напрямую у ресторана, а не у маркетплейсов. Поэтому создание приложения для доставки — это перспективный, но трудоёмкий проект. Начать работу лучше всего будет со следующих шагов:

    • Выберите аутсорс-команду или наймите отдельных специалистов в штат для начала работы над продуктом.
    • Изучите конкурентов и целевую аудиторию, чтобы понять потребности пользователей и актуальные фудтех-тренды вашего региона.
    • Выберите подходящую бизнес-модель (собственная доставка или агрегатор) на основе вашего бюджета и долгосрочных целей.
    • Продумайте структуру приложения. Определите, будете ли вы разрабатывать нативное или кроссплатформенное приложение, с какими сервисами потребуются интеграции, понадобится ли поддержка.

    Завоевать сердца (и желудки) пользователей невозможно без отменного качества блюд, но удобный сервис и продуманное приложение для доставки еды также влияют на лояльность клиентов. В приложении должна быть продуманная программа лояльности, персонализированные рекомендации на основе предпочтений аудитории и качественная поддержка.

    Мы создали приложения для лидеров фудтеха: Бургер Кинг, Delivery Club, golama, Додо Пиццы и KFC. Если вы планируете создать приложение для доставки еды — свяжитесь с нами, чтобы обсудить детали, получить экспертную оценку проекта и заказать разработку.