Лабиринт: «Курьер» и «Маршрут»

Приложения, которые автоматизировали работу водителей и курьеров и увеличили число доставок более, чем на 20%

Клиент

Лабиринт входит в тройку крупнейших книжных магазинов России и в топ-25 онлайн-ритейлеров Рунета. В 2020 году он вошел в топ-10 самых обсуждаемых онлайн-ритейлеров мира.

Задача

Автоматизировать работу службы доставки Лабиринта

У Лабиринта есть своя служба доставки, которая привозит клиентам интернет-заказы. До появления приложения ее работа происходила так: в начале смены курьер отчитывался о тех заказах, что доставил накануне, сдавал полученные от клиентов деньги и получал бумажный курьерский лист с новыми доставками на день. Из-за бумажного документооборота оперативно контролировать работу курьеров было невозможно. Данные о доставках в системе Лабиринта появлялись только на следующий день. В течение смены было непонятно, где находится курьер, соблюдает ли он сроки доставки и сколько заказов уже выдал.  

Для клиентов такая система тоже была неудобной. Они не могли оплатить заказ картой или изменить время доставки. 

Лабиринту было нужно решение, которое автоматизирует процесс курьерской доставки, сделает его прозрачными и контролируемым для всех участников — курьера, его руководителя, клиента.

Вызовы

Приложение должно было решить 3 критически важные задачи:

  • работать офлайн, так как курьеры иногда доставляют заказы по адресам, где нет стабильно работающего интернета;
  • строить оптимальный маршрут для курьера с учетом времени выдачи каждого заказа и дорожной ситуации; 
  • реализовать возможность изменять статус и состав выдаваемого заказа. Если клиент отказывается от заказа, приложение фиксирует это и оперативно перестраивает маршрут курьера.

Что получилось

Мы разработали нативное приложение для курьеров Лабиринта. Сперва оно работало на 1 модели планшета, которую выдавал своим сотрудникам Лабиринт. Позже у компании появилась версия приложения и для Android-смартфонов.

Система улучшает качество работы курьеров и полезна для клиентов магазина.

Теперь курьеры могут построить оптимальный маршрут и успевают сделать на 20% больше доставок за одну смену. С приложением они стали быстрей забирать заказы в распределительном центре и выдавать их. 

У руководства компании появилась возможность оценивать и сравнивать работу курьеров. На основании этих данных Лабиринт разработал для них систему мотивации и регулярно составляет рейтинг лучших сотрудников. Менеджеры распределительного центра могут в любой момент посмотреть, где находится курьер, какие заказы он уже выдал, сколько денег получил. 

С запуском приложения Лабиринт существенно сократил бумажный документооборот: не нужно печатать курьерские листы, это экономит деньги компании и делает бизнес более экологичным. 

Клиентам теперь гораздо удобней работать с сервисами Лабиринта. Они получают автоматические оповещения о статусе заказа и могут оплачивать заказы картой. Благодаря автоматизации, уменьшилось время выдачи заказов. 

На основе этого приложения Лабиринт решил создать сервис и для водителей, которые доставляют заказы в пункты самовывоза. В нем автоматически формируется лист заказов, которые нужно доставить, можно построить маршрут, выдать или аннулировать заказ. 

Как мы это сделали

Проектирование и дизайн

Лабиринт пришел к нам с подробным техническим заданием и своим дизайном. 

Мы проанализировали существующую систему работы с курьерами. На его основе спроектировали интеграцию веб-сервиса с базой курьеров. На создание приложения, которое полностью учитывало текущий бизнес-процесс, потребовалось 6 месяцев.

Первый вариант дизайна создавался для планшетов. После запуска этой версии оказалось, что работать на планшетах курьерам неудобно: они роняют и разбивают их, часто забывают у клиентов. Поэтому Лабиринт решил перевести курьеров на мобильные устройства. На основе версии для планшетов мы создали дизайн для смартфонов. Все основные элементы и логику приложения при этом сохранили.

Одно из главных требований клиента: приложение должно было быть очень простым и понятным, чтобы курьерам было легко разобраться в нем. Поэтому в нем сделали крупные яркие кнопки, закрепив за каждой одно действие (выдать заказ, аннулировать, оплатить). Например, в случае когда курьеру нужно выдать клиенту сдачу, решили свести к минимуму набор цифр. В приложении добавили все возможные варианты купюр. Курьер кнопками выбирает нужные, и приложение определяет сумму сдачи. 

Как работает система

Новая автоматизированная система службы доставки включает мобильное приложение для курьеров и панель администрирования — в ней регистрируются курьеры и их мобильные устройства, формируются маршрутные листы. Приложение курьера не требует авторизации и привязывается к системе по идентификатору устройства. 

Для связи приложения и панели администрирования мы разработали «прослойку» в виде веб-сервиса. Для него использовали стандартный REST API, он обрабатывает файлы json, которые выгружаются из базы Лабиринта. 

Работа приложения для курьера выглядит так. Курьер получает список заказов. Он может проложить маршрут с учетом всех адресов из списка: изначально приложение было интегрировано с навигатором. Позже Лабиринт подключил Яндекс.Маршрутизацию. И теперь маршрут строится с учетом не только планируемого времени выдачи заказа, но и текущей дорожной ситуации, в обход пробок и ремонтов дорог. Это помогает составлять более оптимальные маршруты, увеличивает количество выданных за смену заказов и сокращает издержки компании. 

По мере доставки курьер меняет статусы заказов, фиксирует выдачу или отказ от товара и обновляет маршрут. Также приложение позволяет изменить дату доставки, оформить частичный возврат, изменить график работы курьера.

В профиле курьера есть информация о числе доставленных заказов и рейтинг ТОП-5 курьеров по количеству доставок.

Приложение интегрировано с интернет-магазином, и в личном кабинете у клиента теперь оперативно обновляется статус заказа.

Сделать приложение, которое работает без интернета — нетривиальная задача

Важная особенность проекта — приложение должно быть доступно без сети, корректно работать офлайн, чтобы курьер мог выдать заказы даже по тем адресам, где не ловит интернет. 

Для этого мы реализовали механизм хранения и синхронизации данных. Все доставки хранятся в локальной базе данных. Туда они попадают после того, как курьер нажимает кнопку «Выдать заказ». Если в этот момент связи с сервером нет, данные, которые не отправились, помечаются определенным флагом. Когда сеть появляется, происходит синхронизация данных. И все те данные, что не были отправлены, уходят на сервер.

При этом курьер может продолжать работать с приложением: поменять статус заказа, переставить доставки местами, отменить заказ, поставить отметку об оплате. Когда его мобильное устройство оказывается в сети, эти уведомления попадают в систему и данные синхронизируются.

Удобная оплата

В приложении реализовали возможность для оплаты картой с применением NFC. Для этого курьеру не нужно носить с собой громоздкий банковский терминал, достаточно установить на свой смартфон приложение Сбера Tap on Phone. Клиент подносит свой телефон или карту к мобильному устройству  курьера и происходит оплата.

Приложение «Маршрут» — младший брат «Курьера»

На основе «Курьера» Лабиринт решил реализовать аналогичное приложение для водителей, доставляющих грузы в пункты самовывоза.Мы адаптировали для него код курьерского приложения, но использовали другую структуру данных, так как заказы водителю приходят большими группами. В приложении водитель видит пункты, куда он должен ехать, и консолидированные списки заказов по клиентам. Ему не нужна детализация по товарам и возможности для оплаты. При доставке или ее отмене водитель выбирает одну из двух кнопок — «Аннулировать» или «Выдать».

Мы уже работали с Surf: компания разработала и продолжала развитие нашего основного мобильного приложения — интернет-магазина. Поэтому в выборе подрядчика для курьерской системы не сомневались. Команда Surf активно взаимодействовала с нашими разработчиками, что ускорило проект. Также Surf часто действовали проактивно: предлагали улучшения интерфейса, советовали, как можно оптимизировать формат и процессы под мобильный интерфейс.
Андрей Захарцев

Руководитель направления мобильной разработки и продакт-менеджер

Начните ваш проект с нами!
Прикрепить файл
    Eng Обсудить проект