Time to Market: как ускорить выпуск приложения в сторы
Time to Market (TTM) — это период от зарождения идеи цифрового продукта до момента, когда он создан и доступен пользователям. Чем этот показатель ниже, тем проще компании:
- Создавать инновационные решения, выпуская продукт первым и привлекая пользователей раньше конкурентов.
- Реагировать на изменения рынка, адаптируясь к новым предпочтениям пользователей и тенденциям индустрии.
- Максимизировать прибыль, начав генерировать доход раньше других.
- Тестировать гипотезы, собирая обратную связь от пользователей для улучшения процесса дальнейшей разработки и совершенствования продукта.
В статье рассмотрим, почему Time to Market важен для компании, почему он может быть долгим и как его сократить при разработке продукта. Материал подойдёт продуктовым менеджерам и техлидам, перед которыми стоит задача как можно скорее выпустить цифровой продукт на рынок без ущерба для его качества.
Причины затягивания Time to Market
Долгий запуск, постоянная гонка за конкурентами, сложная разработка — всё это факторы, которые делают Time to Market долгим. А чем больше времени занимает запуск, тем больше потенциальной прибыли упускает компания. Кроме того, потребности рынка и технологические тренды быстро меняются, и задержка релиза может привести к тому, что новое приложение сразу станет устаревшим. А значит, придётся снова выделять бюджет на доработку. Чтобы этого избежать, важно анализировать причины затягивания тайм ту маркет в своей компании:
- Слишком сложный MVP. Добавление большого количества функциональностей в первую версию приложения выливается в долгую разработку и задерживает запуск приложения на рынок. Чтобы избежать этого, выделите основные механики, которые нужны пользователям на первое время и при этом приносят прибыль. Чаще всего это базовые фичи вроде оформления заказа или добавления товара в избранное.
- Неэффективная разработка. Использование устаревших или негибких методологий разработки замедляет Time to Market, так как не даёт быстро адаптироваться к изменениям рынка и требованиям клиентов. Например, компания долго проектирует и разрабатывает MVP, а перед релизом решает его протестировать. И в нём обнаруживаются критические ошибки, которые не дают опубликовать приложение или оно сразу получает низкие оценки. Поэтому переходите на гибкие методологии вроде Agile. Это сделает разработку итеративной, повышает гибкость команды и ускоряет выпуск релизов.
- Непрозрачные коммуникации в команде. Отсутствие единого видения и целей негативно сказывается на сроках проекта. Если нет налаженных и удобных каналов коммуникации, регулярных встреч и отчётности о проделанной работе, то сложно будет добиться прозрачности и держать всех участников проекта в курсе текущей ситуации. А значит, возникнут отсрочки из-за непонимания или несогласования разных этапов. Поэтому продумывайте стратегию коммуникации перед разработкой: где и как часто команда будет встречаться, как будет отчитываться и что делать, если возникнут конфликты.
- Некачественное тестирование. Если пропустить критичные ошибки, сразу последуют жалобы пользователей и дополнительные затраты на релиз фиксов и обновлений. Предотвратить это помогает интеграция тестирования на всех этапах разработки совместно с практиками непрерывного тестирования и его автоматизация.
Нехватка экспертизы. Важно убедиться, что команда проекта обладает релевантным опытом для выполнения поставленных задач. Чтобы усилить её, можно привлечь внешних специалистов и консультантов. Это поможет ускорить процесс разработки и повысить качество продукта. - Неконтролируемое расширение объёма работ (scope creep). Постоянное добавление новых функциональностей в проект без надлежащего контроля затягивает сроки разработки и увеличивает бюджет. Это называется scope creep — команда отвлекается от первоначальных целей, фокус сбивается, усложняя весь процесс работы над продуктом.
Как уменьшить Time to Market
Для снижения Time to Market нужно применять ряд стратегий, которые помогут ускорить процесс без ущерба для качества.
Кроссплатформенная разработка
Если разрабатывать продукт с помощью кроссплатформенных технологий, то можно написать код один раз и использовать его для нескольких платформ с минимальными изменениями. Благодаря этому не нужно собирать команду на отдельные платформы — например, на iOS и Android — и это сокращает время на написание кода и тестирование до 40–50%.
Например, мы выбрали кроссплатформенный фреймворк Flutter, когда должны были разработать мультибрендовые мобильные приложения для онлайн-аптеки «Ригла». Благодаря Flutter создали шесть приложений для трёх брендов сети для iOS и Android из единой кодовой базы. Time to Market проекта составил всего 5 месяцев.
Внедрение Agile- и Lean-методологий
Agile- и Lean-подходы в разработке разбивают весь проект на небольшие итерации, за которые можно делать параллельно разработку и тестирование. Это помогает гибко реагировать на любые внутренние или внешние изменения и сокращает Time to Market в 2–3 раза.
Например, мы в Surf придерживаемся Agile-подхода, а весь процесс разработки разбит на спринты. По результатам каждого спринта команда добавляет к проекту завершённую функциональность или механику. Клиент получает отчёт по результатам итерации и может сразу дать обратную связь, которую мы учтём уже в следующем спринте.
Автоматизация тестирования и развёртывания
Использование автотестов ускоряет процесс тестирования без ущерба для качества финального продукта. В итоге при релизе приложения или обновлениях продукт выходит с минимальным количеством ошибок. Мы предлагаем автоматизацию тестирования, которая включает в себя настройку автоматизированных тестов, конфигурацию ферм устройств и тестирование API, что улучшает качество цифровых продуктов и сокращает время их вывода на рынок.
Например, при создании мобильного приложения для банка мы внедрили автотесты, чтобы сократить время тестирования и повысить его качество. В результате сэкономили до 8 часов на каждой сборке и уменьшили утечку дефектов пользователям на 25%. При этом автотесты пишем на русском диалекте Gherkin, который будет понятен любому специалисту, пришедшему в команду.
Эффективный проектный менеджмент
Делимся теми ингредиентами, из которых складывается согласованная работа всех участников проекта:
- Определение точных целей и вех разработки.
- Грамотное управление рисками.
- Налаженная регулярная коммуникация внутри команды.
Качественный менеджмент помогает сократить Time to Market, так как обеспечивает чёткое планирование этапов и контроль выполнения задач. Опытный проектный менеджер сможет правильно распределить ресурсы, увидеть сложности, ускорить процесс разработки и снизить затраты.
Приоритизация важных функциональностей
В процессе разработки всегда важно выделить именно те функциональности, которые приносят наибольшую пользу пользователям и бизнесу. Это помогает быстрее выпустить MVP продукта, получить раннюю обратную связь и развивать приложение с учётом актуальных потребностей пользователей.
Сотрудничество с опытной командой
Важно выбрать опытную команду на аутсорсе или нанять специалистов в штат. Если найти подходящих под задачи бизнеса разработчиков, то уже на этапе исследования и проектирования они смогут подсказать возможные сложности и быстрее разработать продукт. Чтобы определить, подходит ли вам команда на аутсорсе, обратите внимание на такие моменты:
- Есть ли у разработчиков опыт в сфере вашего бизнеса. Посмотрите, какие решения они сделали и как справлялись с трудностями. Обычно на сайте любого подрядчика есть подробно описанные кейсы.
- Насколько признаны проекты подрядчика. Победы в конкурсах, признание или известность в бизнес-среде, топовые места в рейтингах — это показывает опыт и стремление компании помогать бизнесу, а не просто получать деньги.
Более 13 лет мы занимаемся разработкой мобильных приложений, веб-сервисов и backend-решений для компаний в ритейле, ресторанном бизнесе, медиа, банкинге и других индустриях. Мы погружаемся в бизнес-цели каждого клиента, быстро реагируем на изменения требований или рыночной ситуации и поэтому сокращаем Time to Market в 2 раза. Подробнее о наших проектах — в портфолио на нашем сайте. Мы занимаем 1-е место в Рейтинге Рунета среди разработчиков мобильных приложений под ключ и 4-е место среди разработчиков мобильных приложений Tagline.
Какие этапы разработки входят в Time to Market
Успешный вывод приложения на рынок включает несколько ключевых этапов, из которых и складывается Time to Market.
Предпроектное исследование и анализ
На первом этапе компании идентифицируют потребности пользователей и создают уникальное ценностное предложение, которое выделит приложение среди конкурентов и привлечёт целевую аудиторию. Команда также проводит техническую оценку реализуемости, определяет технологии и ресурсы для проекта. На этом этапе также формулируются подробные функциональные и нефункциональные требования к продукту.
Проектирование и разработка минимально жизнеспособного продукта (MVP)
MVP — это практически мини-версия продукта, которую затем можно легко разивать. Она помогает быстро вывести продукт на рынок и проверить гипотезы. На этом этапе команда реализует функциональности, нужные пользователям, что сокращает время разработки и снижает первоначальные затраты. MVP даёт возможность получить раннюю обратную связь от реальных пользователей и адаптировать продукт под их потребности.
Например, мы создали MVP приложения Helzy, которое получило Серебро на Tagline Awards 2022 в номинации «Лучшее приложение в области телемедицины». При разработке мы организовали масштабное тестирование готового MVP среди врачей. В результате смогли доработать приложение так, чтобы точность системы при постановке диагноза достигла 80%.
UX/UI-дизайн
Создание UI/UX-дизайна включает в себя разработку пользовательских сценариев (user flows) и карты приложения (site map), а также интерактивных макетов экранов приложения. Главная задача дизайна: дать пользователям интуитивно понятный и привлекательный интерфейс, помочь им дойти до целевого действия за пару минут. Далее дизайн-материалы передаются разработчикам.
Написание кода
Бэкенд- и фронтенд-разработчики реализуют серверную логику и клиентскую часть приложения для полноценной функциональности и поддержки задуманных механик. На этом этапе настраиваются интеграции со сторонними сервисами и API для расширения возможностей приложения.
Тестирование
Тестирование состоит из трёх этапов:
- Функциональное тестирование проверяет корректность работы фичей.
- Тестирование производительности оценивает скорость и стабильность приложения под нагрузкой.
- Тестирование безопасности выявляет и устраняет уязвимости для защиты данных пользователей.
Релиз и поддержка
Финальный этап работы с приложением — публикация в магазинах приложений или веб-развёртывание с соблюдением требований платформ. Команда настраивает мониторинг работы приложения и отслеживает производительность, собирает пользовательскую аналитику после запуска. После этого можно поддерживать проект, масштабировать его и выпускать обновления.
Подводя итоги
Сократить Time to Market компании помогут такие шаги:
- Начните с MVP. Реализуйте только основные функции, необходимые для запуска, откладывая дополнительные возможности на будущее.
- Используйте гибкие методологии разработки. Agile и Scrum позволяют быстро адаптироваться к изменениям и ускоряют процесс разработки.
- Оптимизируйте коммуникацию и управление проектом. Эффективное планирование, чёткая постановка задач и прозрачное взаимодействие внутри команды помогают избежать задержек.
- Используйте кроссплатформенный фреймворк. Единая кодовая база ускоряет разработку приложения для нескольких платформ и сокращает не только время написания кода, но и финансовые затраты на проект.
Если вы планируете разработку приложения или сервиса, поможем разобраться, как ускорить Time to Market и выпустить продукт с нуля за 6 месяцев. Оставьте свои контакты в форме ниже.