Как внедрить автоматизацию бизнес-процессов и зачем она банкам
Один из способов сократить издержки в компании — интегрированная в систему управления автоматизация бизнес-процессов. Её внедрение позволяет избавить сотрудников от монотонной и рутинной работы. Использование решений для автоматизации бизнес-процессов разных уровней используется в компаниях разных направлений и масштабов. В статье расскажем про особенности и нюансы внедрения автоматизации в банковской сфере, чем она полезна для финтеха и банков и в чём преимущества автоматизации бизнес-процессов с помощью Camunda.
Что такое автоматизация бизнес-процессов банка
Внедрение автоматизации бизнес-процессов подразумевает делегирование части функций сотрудников специальным информационным системам. Скажем, компания может работать с входящими заявками вручную и вести бухгалтерию на счётах, и это будет крайне неэффективно и неконкурентоспособно. Другим путём будет подключение специальной информационной или CRM-системы или внедрение онлайн-сервиса для бухучёта. Такие программы сами обрабатывают входящие заявки, показывают актуальные данные по оплатам и направляют отчёты в налоговую службу.
Средства автоматизации бизнес-процессов помогают персоналу в повседневных задачах. Высвобожденное за счёт оптимизации время сотрудники могут потратить на развитие профессиональных навыков или улучшение soft skills.
Банковский сектор, как и остальные отрасли бизнеса, может быть автоматизирован. Технологии комплексной автоматизации бизнес-процессов для финтеха открывают организациям следующие возможности:
- Увеличение скорости обработки данных.
- Контроль за всеми отделениями и филиалами.
- Разработка банковских продуктов, подходящих для клиентов из разных регионов.
- Высокая скорость принятия решений в вопросах выдачи кредитов.
- Прозрачное управление кредитной историей и портфелем.
- Предотвращение попыток мошенничества со стороны клиентов и сотрудников банка.
Автоматизация работы банка устанавливает единый стандарт и порядок оформления документов на оказание финансовых услуг. Благодаря программному обеспечению для автоматизации бизнес-процессов обслуживание упрощается и ускоряется, что повышает лояльность клиентов к банку. Кроме того, выстраивается быстрая и надёжная работа: менеджменту и руководству финансовой организации становится проще создавать новые и развивать существующие продукты и услуги. Сэкономленное на рутине время можно инвестировать в улучшение сервиса обслуживания или продвижения бренда и ключевых услуг.
Цели автоматизации бизнес-процессов: что можно и нельзя доверить машине
Внедрение системы автоматизации возможно почти во все процессы предприятий. При этом важно помнить, что наивысшая эффективность автоматизации бизнес-процессов достигается в часто повторяющихся и типовых операциях, таких как:
- Управление сделками
- Запуск email-рассылки или SMS-оповещений клиентам
- Ведение документооборота
- Бухгалтерский учёт
- Автоплатежи контрагентам и партнёрам
Лучше всего начать внедрение инструментов и технологий автоматизации именно с них. Для каждого рутинного процесса на рынке уже существуют готовые решения, включая Camunda, что особенно удобно для небольших предприятий с ограниченным бюджетом.
Операции посложнее, например, управление производством и кадрами, контроль качества продукции, тоже можно автоматизировать. Внедрение таких систем рационально для среднего и крупного бизнеса, ведь для их обслуживания вручную требуется целый штат поддерживающих специалистов и крупный бюджет.
Нельзя автоматизировать те сферы бизнеса, в которых ключевую роль играет человеческий контакт и умение наладить личное доверие. Вот несколько случаев, когда автоматизация будет только мешать:
- Ранние стадии запуска бизнеса — на первых порах лучше сконцентрироваться на всех процессах, а спустя какое-то время решать, что можно автоматизировать.
- Компании не нужны новые клиенты, так как она работает с пулом постоянных заказчиков.
- Небольшой ежемесячный оборот, в таком случае затраты на внедрение автоматизации не окупятся.
- Процессы нестабильны или не налажены — это характерно либо для молодых организаций, либо для специфических сфер бизнеса, которые зависят от многих окружающих факторов.
При интеграции систем автоматизации важно помнить, расходы на неё должны быть соизмеримы с экономической выгодой. Автоматизация — это не всегда быстро и дёшево. Зачастую потребуется внутреннее исследование процессов, прежде чем определиться с системой, которую стоит автоматизировать, и методами.
Ключевые направления автоматизации бизнес-процессов в финтехе
Персонализированный подход и обработка обращений клиентов в срок — не конкурентное преимущество, а необходимый минимум клиентского сервиса, предъявляемый к современному банку. Чтобы попасть в число лидеров финансовой отрасли, нужно предлагать востребованные продукты и услуги, а также оперативно реагировать на нетривиальные потребности клиентов.
Процессы, которые бизнес в сфере банкинга и финансов может автоматизировать:
- Зарплатный проект. Обычно зарплату начисляет несколько сотрудников или ответственный по зарплате бухгалтер. Два раза в месяц они сверяют количество отработанных часов, больничные и отпуска. Затем отправляют зарплатные ведомости в банк. Если случится сбой в загрузке, данные в реестр нужно будет вносить заново и можно не успеть начислить зарплату вовремя. Интегрированная система автоматизации поможет управлять платежами в электронном виде с бэкапом (автосохранением данных) и отправлять все данные в срок.
- Оплата счетов. Как правило, выставленные счета подписывают у руководителей и вносят в систему. После согласования обеими сторонами проходит платёж и данные отображаются у обоих контрагентов. На это уходит несколько рабочих дней, и выходные или праздники могут дополнительно затянуть процесс. В специальной автоматизированной системе можно выставить счёт на оплату в считанные секунды, снизить загрузку бухгалтерии и избавиться от случайных ошибок.
- Получение выписки. Раньше контролировать движение денег по счетам нужно было вручную. С интегрированным решением можно оформлять выписки по неограниченному количеству счетов.
- Оплата по факту. При наличии сомнений в надёжности контрагента, в системе можно настроить временное удержание средств на счёте до получения товара или оказания услуги. Покупатель единовременно вводит данные своей карты и даёт согласие на доступ к счёту, чтобы после заказа произошло списание. Продавец холдирует необходимую сумму, а когда условия реализации выполнены, автоматически получает средства на счёт.
Системы автоматизации, которые внедряет бизнес, часто работают на Camunda.
Программное обеспечение Camunda основано на BPMN-стандарте (Business Process Model and Notation) и представляет собой библиотеку готовых решений для автоматизации и управления процессами в бизнесе. Camunda делает разработку и моделирование процессов в бизнесе эффективнее, а также интегрируется в Java-приложения, позволяя быстрее обрабатывать множество сложных процессов.
В банковской сфере интеграции Camunda применяются для автоматизации таких операций, как выдача кредитов, открытие счетов и управление жалобами. Установка Camunda позволяет организации снизить зависимость от человеческого фактора и повысить эффективность процессов в бизнесе. ПО также помогает бизнесу соблюдать требования регуляторов в рабочих процессах, способствуя снижению рисков.
Подводя итоги
Разработка автоматизации бизнес-процессов и её запуск является ключевым шагом к повышению эффективности, улучшению обслуживания клиентов и сокращению издержек в банковской сфере. Такие решения позволяют игрокам оперативно реагировать на изменения рынка и оставаться конкурентоспособными в динамичном сегменте финтех продуктов и услуг.