Новый канал продаж для «Риглы»

6 Flutter-приложений на одном коде для самой большой аптечной сети в России

Клиент

Крупнейшая в России сеть аптек. На розничном рынке работает под четырьмя брендами: «Ригла» — в дорогом сегменте, «Будь здоров» — в среднем, «Живика» и «Здравсити Аптека» — в дешёвом. Основана в 2001 г.

Задача

Создать новый канал продаж для аптечной сети — мобильные приложения для трёх её брендов

У трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя аудитория, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении было бы неразумно с точки зрения маркетинга. Нам нужно было в сжатые сроки и с минимальными затратами создать три разных по дизайну приложения — но с одинаковой функциональностью.

Вызовы

Создать 6 приложений для 3 брендов с минимальными затратами

Для проекта выбрали кроссплатформу Flutter. Благодаря этому, нам удалось реализовать 6 приложений (3 бренда, для каждого версии для iOS и Android) на единой кодовой базе. Это позволило сэкономить до 40% бюджета проекта.

Реализовать проект в сжатые сроки

Весь продукт с учётом исследований и проектирования мы сделали за пять месяцев. Первое приложение — для «Риглы» — запустили за три месяца. В результате, «Ригла» своевременно запустила мобильные приложения: как раз к моменту, как правительство сняло ограничения на дистанционную продажу лекарств.

Защитить приложение от вредоносных атак

Для защиты внедрили систему Refresh-токенов. 

Как мы это сделали

Спроектировали продукт

Мы провели анализ приложений других аптечных сетей: сравнили функциональность, изучили отзывы пользователей. Подробнее об исследовании можно прочитать здесь: Разбираем мобильные приложения аптек.

На CJM-воркшопе с командой заказчика и серии глубинных интервью выяснили, что покупателей аптек можно разделить на две группы:

  • Люди, которые покупают «планово»: например, при хроническом заболевании. Они знают, какое лекарство им нужно.
  • Люди с внезапной проблемой: например, острой болью. Что им купить, они не знают.

От того, к какой группе принадлежит человек, зависят его поведение и ожидания от приложения. Первая группа ищет строго определённую группу препаратов. Человек из второй группы, скорее всего, посоветуется с фармацевтом: что купить при першении в горле или при болях в суставе.

Чтобы пользователю было удобно найти подходящий препарат самостоятельно, мы добавили в приложение поиск лекарств по заболеванию и по основным симптомам

Сделали концепт будущего приложения

Незадолго до запуска мобильного приложения, головной бренд «Ригла» сделал ребрендинг. В основу концепции легла идея о том, что каждый может и должен жить здоровой и гармоничной жизнью, чувствуя себя привлекательным и здоровым. Главное предназначение аптек «Ригла» — квалифицированно и с заботой помогать в этом. Мы постарались отразить философию бренда в концепции будущего приложения: 

  • выбрали природные цвета, приятные для человеческого глаза;
  • использовали не яркие контрасты;
  • навигацию и поиск сделали максимально понятными и простыми.

Сделали UX и UI

Сначала собрали кликабельный UX прототип: заказчик ознакомился с ним на iPhone и дал обратную связь. Затем мы спроектировали UI-дизайн для «Риглы» и адаптировали его под брендинг «Живики» и «Будь Здоров». Получился UI-kit — готовый набор графических элементов, но в разных цветах — в зависимости от бренда.

Для контент-менеджеров мы разработали гайдлайны: как создавать баннеры, которые будут хорошо смотреться в мобильном приложении. Использовать те же самые баннеры, что и для веба, не рекомендуется — тогда с мобильного их трудно прочитать.

Выбрали Flutter

Нам нужно было создать три приложения для разных брендов сети — но с одинаковой функциональностью. Если учесть, что каждое нужно написать отдельно под Android и iOS, приложений вообще должно быть шесть. Разрабатывать их было бы долго и затратно.

Мы предложили:

  • Сделать приложения с единой кодовой базой.
  • Написать их на Flutter — кроссплатформенном решении от Google, которое позволяет писать один код для iOS и Android.

Благодаря Flutter сэкономили 40% бюджета относительно нативной разработки.

Три бренда, шесть приложений — один код.

Почему разработка на Flutter дешевле, чем нативная
Узнать подробнее

Приложение каждого бренда работает со своим бэкендом: есть три сайта на CMS Magento, у них почти одинаковый API на GraphQL. Кодовая база единая для всех трёх приложений: система непрерывной интеграции Jenkins из одного кода автоматически делает сборки приложений для нужного бренда.

Весь процесс автоматизирован: разработчик пишет код один раз, и обновления добавляются сразу в шесть приложений. Подробнее о разработке на Flutter

Работая над каждым проектом, мы всегда подробно документируем процесс — это позволяет легко подключать новых разработчиков или передать проект инхаус. Все Flutter-приложения, которые мы делаем, реализованы на стандартной архитектуре SurfGear, которую разработали специалисты нашего Flutter-отдела.

За два с половиной месяца нам удалось полностью объединить кодовую базу всех трех аптек. Сначала мы пишем код для якорного бренда — самой «Риглы», а затем распространяем на дочерние приложения: «Будь здоров» и «Живика». 

Внедрили электронные рецепты

Не так давно в нашей стране начала действовать Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Она интегрирует сразу несколько медтех-сервисов: запись на приём, выдача электронного больничного, управление клиническими обследованиями и получение электронного рецепта. 

Мы подробно прописали техническое задание для интеграции ЕМИАС с приложением «Риглы». В ближайшее время появится возможность получать электронный рецепт в самом приложении. С точки зрения разработки, эта фича оказалась объёмной, но пользователю она облегчит путь к рецептурным препаратам. Не нужно будет ходить за рецептом в ближайшую аптеку, можно заказать и получить его через приложение.

Как работает электронный рецепт:

  1. Из ЕМИАС пользователь выбирает рецепт и аптечную сеть, где этот рецепт можно будет реализовать. 
  2. На стороне ЕМИАС при выборе аптеки показывается диалоговое окно с предложением открыть её сайт или мобильное приложение. 
  3. Если у пользователя установлено приложение, то он перенаправляется в него, а если нет — на сайт. 
  4. Пользователь авторизируется в приложении, и там отображаются данные о рецептах (до 10 штук).

По электронному рецепту пользователь получает список необходимых препаратов. Чтобы не смешивать обычные товары с рецептурными, мы разделили корзины и создали отдельную. Туда попадают все товары, которые пользователь получает по рецепту. Заказы можно оформлять для любой корзины, однако если пользователь хочет приобрести специальное средство по рецепту, он будет перенаправлен в рецептурную корзину.

Раздел «Мои рецепты»

Через экран «Профиль» можно перейти во все сохранённые рецепты. Фильтрация зависит от даты рецепта: если срок рецепта указан, то он будет действовать весь срок, как и обычный бумажный рецепт. История перехода из ЕМИАС сохраняется, и, если срок рецепта истек, то пользователь уже не может оформить заказ и прикрепить к этому рецепту препарат. 

Для аналитики мы используем сервисы AppMetrica и Firebase. При работе с «Риглой» мы использовали нашу стандартную воронку, неоднократно проверенную на наших e-commerce проектах. Помимо этого мы учли особенности «Риглы» и отслеживаем важные для приложения события. Например, процент возврата пользователей в приложение или сколько покупателей выбирают получение заказа самовывозом, а сколько предпочитают доставку.

После первого релиза продолжили работу с аналитикой, чтобы находить точки роста. Например, оптимизировали поиск — он работает по главному действующему веществу в препарате. В результатах поиска показаны как сами товары, так и их категории. В скором времени из выпадающего списка поиска будет возможность сразу добавить товар в корзину, не переходя ко всем результатам поиска. Удобный и быстрый поиск — это один из ключевых сценариев работы с e-commerce приложением.

Непрерывно развиваем продукт

  • Добавили раздел «Скидки». Можно забронировать товар с истекающим сроком годности: чем ближе конец срока реализации, тем выше скидка.
  • Доработали анимации. В первом релизе пожертвовали микровзаимодействиями. Но теперь всё анимируется плавно, приложение стало ещё симпатичнее.
  • Улучшили процесс добавления товаров в корзину. Собираем очередь из нужных покупок, потом отправляем запрос на сервер. Ждать прогрузки не нужно, товары сразу появляются в корзине.
  • Регистрация через соцсети. Планируем реализовать регистрацию не только через телефон или почту, но и через отечественные соцсети — «ВКонтакте» и «Одноклассники».
  • Вскоре добавим возможность отслеживать товар. Если пользователь ищет определённый товар и видит, что его пока нет в наличии, он может подписаться на этот товар. Как только придёт уведомление о том, что товар появился, пользователь оформляет заказ. Есть и обратное действие этой фичи: можно будет отжать кнопку «отслеживать» и больше не следить за поступлением этого товара.

Результат

MAU приложений «Ригла» — 835 186 пользователей. Конверсия в оформление заказа новых пользователей приложения «Ригла» — 24,38 %; вернувшихся для повторного заказа — 38,88 %.

  • 70% всех онлайн-клиентов аптечной сети делают покупки через мобильные приложения.
  • Средний чек в приложении в разы выше, чем при покупках в офлайне.
  • Приложение продолжает развиваться.
  • Приложение в App Store
Мы объявили тендер, и уже на этом этапе команда Surf понравилась нам своим подходом. Они предложили концепцию будущего приложения, которую отличали свежие идеи и отсутствие штампов. Команда привнесла много нового в проект, а некоторые идеи из мобильного приложения мы решили использовать и для веб-версии интернет-магазина.
Поливанова Елена Валерьевна

Руководитель группы развития продукта, департамент развития онлайн-продаж аптечной сети «Ригла»

Хотите сравнить стоимость нативной и Flutter разработки?
Напишите нам
Начните ваш проект с нами!
Прикрепить файл
    Eng Обсудить проект